КАК БЫТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЕЕ
Часто слышу такой тезис: «Если то, что я делаю, кому-то мешает, мне об этом скажут и я прекращу». На первый взгляд это вполне разумная позиция — не будешь же думать за каждого встречного-поперечного о его удобстве, верно? Думать-то, может, и не будешь, однако такая позиция — это вернейший способ сделать жизнь в обществе невыносимой.
Давайте разберёмся.
🔹 Кто ты, незнакомец?
Начну немного издалека. Встреча незнакомых людей в конечном итоге сводится к двум альтернативам — или ты видишь во мне человека (а я в тебе), или нет. Два незнакомца или могут вести себя аккуратно по отношению друг к другу (потому что видят человека и понимают, что человеку может быть неудобно), или так, как будто второй — бревно или столб.
Например, можно в общественном месте говорить по телефону в полголоса, а можно — в полтора. В первом случае говорящий показывает окружающим, что видит в них людей и понимает, что им может быть неудобно от его громкой речи. Во втором же случае говорящий не отличает окружающих от стульев и обоев, что, как ни странно, людям почему-то не нравится.
Принцип «если другим будет неудобно, что что я делаю, они мне скажут, и я перестану» поддерживает вариант «я не вижу в вас человека».
Почему? Потому что если бы видел, заранее побеспокоился бы о спокойствии и комфорте окружающих.
🔹 Цивилизованность — это умение думать о других
Кто-то считает признаком цивилизованности развитое искусство, кто-то — науку, кто-то — политическую систему.
Я же позволю себе предположить, что цивилизованность измеряется отношением к незнакомцам. Если мы заранее думаем о других людях — мы цивилизованные индивиды. Если заранее не думаем — не особо-то.
Что это значит на практике? Это значит, например, не парковаться перед съездами с тротуара, чтобы не мешать родителям с колясками и велосипедистам. Не разговаривать громко по телефону в общественных местах, о чём было выше. И так далее.
Я знаю, что вы хотите мне возразить, мол, нельзя же всем уступать. Я согласен — нельзя.
Но речь-то не идёт об уступках. Речь идёт о другом — цивилизованные люди замечают других людей заранее, а не только когда эти другие начнут возмущаться неправильно припаркованной машиной или табачным дымом, летящим им в глаза (потому что они идут следом, а вы курите на ходу).
Не так давно мне попалось интересное исследование — о справедливости. Исследование касалось двух видов справедливости — первого порядка и второго. Справедливость первого порядка — это оценка невыгодного для нас разделения чего-либо. Проще говоря, когда нам досталось меньше, чем мы заслужили, а другому — больше.
Справедливость второго порядка — оценка выгодного для нас равного распределения. Когда нам досталось больше, чем мы заслужили, а другому — меньше.
Так вот, из семи обществ, изученных в исследовании, только в трёх справедливость второго порядка проявилась. Это значит, что дети в этих обществах более цивилизованы, чем в других.
И эти дети протестовали, когда им доставалось больше конфет, а их визави — меньше. Потому что считали такое неравенство — несправедливым.
И, следовательно, они не поддерживают тезис: «Если то, что я делаю, кому-то мешает, мне об этом скажут и я прекращу». Они идут строго другим путём: «Я постараюсь сделать так, чтобы то, что я делаю, никому не мешало». Потому что именно этот вариант будет справедливым.
🔹 Как стать цивилизованнее?
Перед написанием этой статьи я три часа искал исследование, в котором было показано, что люди гораздо терпимее к поведению незнакомцев, если незнакомцы предупреждают об этом поведении.
Увы, не нашёл. Однако я могу привести много примеров, которые показывают справедливость такого тезиса.
Однажды я ехал в поезде и видел такую ситуацию — женщина с младенцем вошла в соседнее купе, поздоровалась с остальными пассажирами и — внимание! — и заранее извинилась за его поведение (мол, зубки режутся, спит плохо, может долго плакать). И в итоге её поездка была менее тяжёлой, чем могла бы — когда женщина выходила в своём городе, остальные пассажиры прощались и с ней и с ребёнком неожиданно тепло.
Вот другой пример. Однажды мне рассказали историю о мужчине, который перед ремонтом обошёл соседей, справился о подходящем для них времени (когда можно штробить стены, а когда нет) и так далее. В итоге люди пережили его ремонт относительно легко и впоследствии относились к нему с большим уважением.
Потому что — если вы заранее справляетесь о моих неудобствах, вы видите во мне человека, и мне это почему-то нравится.
А если вы делаете так, как удобно вам, но неудобно мне, вы не видите во мне человека — и это почему-то раздражает (даже не знаю, почему так).
Прошу обратить внимание — такое поведение выгодное не только обществу в целом. Оно выгодно и вам. Ведь оно снимает уйму напрягов. Та женщина из поезда ведь могла бы всю ночь ругаться с остальными пассажирами и покинуть поезд в паршивевшем настроении. А в итоге — дорога прошла куда лучше, чем могло бы быть. И для неё, и для остальных пассажиров.
Практический вывод прост — думайте не только о себе, но и о других людях. Это сделает и вашу жизнь, и их жизнь лучше. Я бы сказал — цивилизованнее.
🔹 Итого. Идея «если им будет неудобно — они скажут» продвигает нецивилизованность. Ведь некоторым людям тяжело постоять за себя, и они не скажут — и будут переживать, страдать (а потом, того и гляди, отомстят вам втихаря). Поэтому в цивилизованном обществе человек заботится о других и живёт по принципу «я сначала спрошу — не мешают ли мои действия». Этот принцип выгоден не только обществу (в таком обществе приятнее жить), но и самому человеку, потому что и его жизнь становится лучше.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Павел Зыгмантович, http://zygmantovich.com/?p=16365
✔"Клуб осознанных и любящих родителей" - 1500 тем по всем вопросам воспитания, метафизика детских болезней
Подпишитесь, чтобы получать новости проекта: https://vk.com/app5728966_-48978#78657